Типы волевой активности личности

Показатели волевой активности
Направленность Сила Устойчивость Широта
1-йтип Положительная Сильная Устойчивая Широкая
2-й тип По ложите л ьн ая Сильная Устойчивая Узкая
или: Положительная Сильная Неустойчивая Широкая
или: Положительная Сильная Неустойчивая Узкая
3-й тип Положительная Слабая Устойчивая Широкая
4-й тип Отрицательная Слабая Устойчивая Широкая
5-й тип Отрицательная Сильная Устойчивая Узкая
или: Отрицательная Сильная Неустойчивая Широкая
или: Отрицательная Сильная Неустойчивая Узкая
6-й тип Отрицательная Сильная Устойчивая Широкая

Какие механизмы воли проявляются в дан-jm случае?

15. Во время воздушного боя летчик получил 1ертельную рану. В какое-то мгновение он по-ш, что, если выпустит из рук штурвал самоле-I, погибнут все, кто там находится. И вот лет-IK продолжает управлять самолетом. Благопо-гчно сажает его и... из самолета его выносят ке мертвым.

Какая функция воли проявляется в данном учае? Дайте психологическое объяснение отменному факту.

16. В школьной практике довольно часто алкиваешься с высказыванием учителей: «У бя, как всегда, в голове одни глупости», «Я ни-го лучшего от тебя и не ожидал» и т. д.

Всегда ли эти замечания могут дать по-жительный эффект? На формирование каких левых качеств личности учеников это влияет?

17. Почему оценка знаний должна быть ъективной? В каких случаях оценка стимули-ет развитие волевых качеств личности?

18. Какие, на ваш взгляд, приемы работы д собой способствуют формированию волевых честв личности?

19. Эмоциональное состояние учителя час-определяет успех его педагогической деятель-сти.

Выполните задание: опишите, какие эмо-ональные состояния возникают у вас при под-говке к урокам и при их проведении (преобла-ющее настроение, состояние вдохновения, засть к работе и т. д., поддаетесь ли вы аффек-я и как это сказывается на работе).

Для большей достоверности можно провести сложный эксперимент, в результате которого

выяснить, как меняется выражение переживаний в связи с изменением ситуации и деятельности.

Испытуемым последовательно показывается набор фотографий, изображающих учащихся в разных видах деятельности, с просьбой ответить, какую эмоцию переживает ученик, изображенный на фотографии, и чем это может быть вызвано.

В итоге следует сделать вывод о возможности определения эмоций через выразительные движения человека (мимику, пантомимику).

Обратите внимание на соответствие между переживаниями и их выражением.

20. Одним из проявлений воли человека является его выдержка. На конкретных примерах установите: умеет ли ученик владеть собой во время урока, при выполнении трудных заданий и т. д.; является ли выдержка привычной для него или требует больших усилий?

В чем наиболее ярко проявляется невыдержанность испытуемого?

Что вы в своей практической работе делаете для преодоления невыдержанности учащихся и развития выдержки как волевой черты характера?

Данные наблюдений подкрепите выделением волевых компонентов в сознании и поведении школьников. С этой целью проанализируйте характеристики, составленные на учеников вашего класса, и в них:

выберите материал, раскрывающий волевую сторону личности учащихся;

определите, какие волевые свойства представлены у того или другого школьника:

раскройте с помощью материала характеристик общую структуру воли каждого ученика.

XIII. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Узловые вопросы темы

1. Понятие о темпераменте и его типах.

2. Физиологические основы темперамента. Тип высшей нервной деятельности и темперамент.

3. Современные подходы к психологической характеристике типов темперамента.

4. Общее понятие о характере и его природе.

5. Структура характера.

6. Формирование характера.

7. Понятие о способностях.

8. Структура способностей.

9. Врожденное и приобретенное в способностях.

10. Диагностика способностей.

Основные психологические понятия

по темам «Темперамент» и

«Характер»

Абулия — болезненное безволие, проявляющееся в неспособности принять самое простое решение.

Интровертированностпь — термин введен Айзенком для обозначения типа личности. И. проявляется в необщительности, замкнутости, отсутствии интереса к другим и склон-

ности к углубленному самоанализу.

Меланхолик — тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью, склонностью глубоко переживать даже незначительные события.

Сензитивностпь — повышенная чувствительность к различным воздействиям.

Сангвиник — тип темперамента, характеризующийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью.

Тип высшей нервной деятельности — устойчивый комплекс свойств высшей нервной деятельности (сила, уравновешенность, подвижность и др.), определяемый в основном совокупностью свойств нервной системы.

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.

Флегматик — тип темперамента, проявляющийся в медлительности, устойчивости, слабом внешнем выражении эмоциональных состояний.

Характер — индивидуальное сочетание устойчивых психических осо-

бенностей человека, обусловливающее типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. X. тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления.

Холерик — тип темперамента, проявляющийся в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности и общей подвижности.

Экстравертированность — характерологическая особенность некоторых людей, проявляющаяся в повышенной общительности, открытости внутреннего мира и интереса к другим людям.

Основные психологические понятия по теме «Способности»

Гениальность — высшая степень творческих проявлений личности.

Дифференциальная психология — раздел психологической науки, изучающей индивидуально-психологические различия между людьми.

Задатки — некоторые генетически детерминированные анатомо-фи-зиологические особенности нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой формирования и развития способностей.

Коммуникативные способности— способности личности, обеспечивающие эффективность ее общения с другими личностями и психологическую зовместимость в совместной деятельности.

Одаренность общая — единство >бщих способностей человека, обус-ювливающее диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и :воеобразие его деятельности.

Олигофрения — слабоумие, недо-жзвитость психических функций.

Способности — индивидуальные

особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею.

Талант — высшая степень способностей личности к определенной деятельности.

Тест — краткое стандартизированное психологическое испытание с целью определения индивидуальных особенностей и уровня развития.

Френология — теория, согласно которой по строению черепа можно судить о развитии тех или иных способностей. Предложена австрийским врачом Ф. Галлем.

Темперамент

В индивидуально-психологических различиях между людьми существенное место занимают динамические различия, которые состовляют основу темперамента. Динамические особенности наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психологическими особенностями человека. Они характеризуются степенью интенсивности психических процессов и состояний, скоростью их протекания, а также импульсивностью. Основными компонентами темперамента являются:

общая психологическая активность;

моторика;

эмоциональность.

Темперамент накладывает отпечаток на все действия и поступки человека. Первая попытка объяснить индивидуальные различия между людьми была сделана Гиппократом (V в. до н.э.). Древнегреческая медицина считала, что состояние организма зависит от соотношения жидкостей в организме (кровь, лимфа, желчь). Пропорцией в смешении этих соков называлась по-гречески словом «кровь». Затем в течение многих лет выдвигались различные новые гипотезы, имевшие целью оценить причину различий по динамическим проявлениям

Рис. XIII.l. Типы темперамента: реакции людей с различным темпераментом на смятую шляпу

Рис. XIII.2. Схема зависимости темперамента от координат типа нервной системы. Координаты ассматриваются как основные характеристики в соотношении ВНД и темперамента

сихики. Так возникла гуморальная еория (основа темперамента — ин-ивидуальные особенности кровообра-<ения), конституционная (особеннос-и строения тела лежат в основе ди-амических особенностей Э. Крогмер, '. Шелдон). В настоящее время эти еории научного значения не имеют.

Важную роль в изучении темпе-амента сыграло учение И.П. Павло-а о типах высшей нервной деятель-ости. Было установлено, что причи-а индивидуальных динамических собенностей поведения обусловлена зойствами нервной системы. Свойст-1 нервной системы могут быть общи-и и частными (парциальными), ервые определяют показатели тем-врамента человека, а вторые — его астные специальные особенности, меющие косвенное отношение к ха-1ктеристике личности.

И.П. Павлов полагал, что три свой-'ва нервных процессов определяют тип лсшей нервной деятельности (тип не-шой системы).

Этими свойствами являются:

сила, т. е. способность нервной сис-

темы выдерживать сильные раздражители. Она характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток;

уравновешенность, характеризующаяся соотношением процессов возбуждения и торможения;

подвижность как показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения (см. табл. на с. 219).

Свойства темперамента, как и любые психические свойства, представляют собой некоторые потенции, проявляющиеся или непроявляющиеся в зависимости от ряда условий. Зависимость проявлений темперамента от условий ведет к тому, что люди совершенно различного темперамента могут тем не менее в разных условиях проявлять очень сходные или даже тождественные качественные психические особенности, тогда как в одинаковых условиях они проявляют прямо противоположные качественные особенности.

Свойства темперамента, как и свойства нервной системы, не являются


9151304819077689.html
9151394060729059.html
    PR.RU™