Анатомо - физиологическая основа ВПФ

Дайте определение нейропсихологии.

Нейропсихология - отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга.

11) Каковы основные направления современной нейропсихологии?


Доминирующие - клиническая и реабилитационная, а также
психофизиологическая, экспирементальная, детская и

нейропсихология позднего возраста.

Анатомо - физиологическая основа ВПФ.

1) Какова общая структура НС?

НС

периферическая

центральная

вегетативная


парасимпатическая

симпатическая


2)


Что является основной структурной единицей?


Нейрон

3) Вкакой последовательности нервное возбуждение
распространяется по нервной клетке?

Дендрит=> Нейрон Аксон

4) Каково функциональное значение неврилеммы и
миелиновой оболочки?

Неврилемо (клеточное строение) - регенерация, Миелиновоя оболочка ( жироподобная ткань) - изоляция.

5) Назовите основные типы нейронов?

Афферентные (сенсорные, рецепторные), Эфферентные (моторные), Вставочные (связь между нейронами).

6) Что такое синапс?

Специализированный контакт между нервными клетками, служит для передачи и преобразования сигналов (информации).

7) На какие крупные структурные части делится ГМ?

Задний мозг, средний мозг, промежуточный мозг, передний мозг.


8) В чем функциональное предназначение мозжечка?

Координация движений, сохранение позы, тонуса и равновесия тела, контроль точности движений артикуляторного аппарата.

9) В каком анатомическом образовании находится
основная часть ретикулярной формации?

Продолговатый мозг.

10) Какие основные анатомические элементы включает
средний мозг?

Ножки мозга, четверохолмие.

11) В какой части таламуса расположены латеральное и
медиальное коленчатые тела?

Нижне - боковая часть подушки таламуса.

12) Какова роль таламуса по отношению к
анализаторным системам?

Коллектор и коммутатор всех возбуждений, поступающих от рецепторов в ГМ (кроме обоняния), производит предварительный анализ и синтез импульсов от всех органов чувств и через синаптические связи направляет ихв соответствующие зоны мозга.

13) Какие функции регулируются ядрами гипоталамуса?

Физиологические задачи: температура тела, аппетит, водный баланс, углеводный и жировой обмен, сосудистый тонус и другие вегетативные функции, связанные с обменом веществ, в том числе нейро-гуморально-гормональным контролем. Здесь же находятся центры регуляции сна, сексуального и эмоционального поведения. Играет важную роль в регуляции гомеостаза.

Проявляет себя в качестве: главного «сенсорного входа» в эмоциональную систему сигналов из внутренней среды организма; подкоркового интегратора информации, имеющей отношение к реализации эмоций; «выхода» для импульсов, обеспечивающих внешнее выражение эмоциональных состояний.

Передает во фронтальную кору возбуждение мотивационного характера.

14) Перечислите специальные наименования
поверхностей мозга, принятые в нейропсихологии.


Конвекситальныи мозг (сверху), базальный мозг (снизу), латеральный мозг (сбоку), медиальный мозг (середина).

15) Где расположены базальные ганглии?

В глубине каждого полушария ( полосатое тело - striatum, бледный шар- pallidum).

16) На какое число долей делятся полушария мозга?

Пять: лобная, теменная, височная, затылочная и долька (на дне сильвиевой борозды).

17) Как называется самая крупная спайка,
объединяющая полушария?

Мозолистое тело.

18) Какова пространственная локализация лимбической
системы?

Условно (на медиальной поверхности височных долей): сверху -поясная извилина, снизу- парагиппокампальная извилина.

19) На какое число полей морфологически и
функционально разделена поверхность коры ГМ?

52 основных поля в 11 областях коры больших полушарий ГМ (13, 14, 15, 16, 27, 49,50,51 поля - только у обезьян).

20) Какой тип волокон обеспечивает целостную работу
одного полушария?

Ассоциативные волокна

21) Между какими нервными структурами
обеспечивается связь проекционными волокнами?

Периферические рецепторы ==> кора ГМ.

22) Интегративно-пусковые волокна являются
афферентными или эфферентными?

Эфферентными.

23) Какие анатомические элементы, помимо
мозолистого тела, являются комиссурами мозга?

Четверохолмие, зрительная хиазма, межуточная масса таламуса.


24) Какую функцию выполняют лимбико-ретикулярные
волокна?

Энергетика эмоций.

25) Какими факторами обусловлен диапозон основных
параметров функционирования мозга?

Данный диапозон отражает вероятностную структуру качества и интенсивности раздражителей, с который формирующийся организм сталкивается на протяжении фило- и онтогенеза.

26) Что такое цефализация?

Формирование и развитие мозга.

27) Какие функциональные области мозга почти
полностью сформированы к моменту рождения?

Глубокие структуры, подкорковые образования, отвечающие за
активационные процессы и принципиальные стороны

жизнедеятельности. Затем созревают первичные зоны больших полушарий, в которых заканчиваются нервные волокна, идущие от периферических частей анализаторов.

28) В какой последовательности происходит
миелинизация нервных волокон различных областей мозга?

Первичные зоны анализаторов => Ассоциативные зоны

29) Какие возрастные этапы являются ключевыми для
созревания большинства зон коры ГМ ребенка?

2 года и 7 лет

30) Какие зоны мозга наиболее поздно заканчивают свое
формирование?

Ассоциативные зоны мозга.

В функциональном плане наиболее медленно развиваются лобные отделы мозга, функцией которых является произвольная регуляция всех видов психической деятельности.

Общие принципы функционирования мозга человека.

1) Какие категории объясняют отношения между

физиологическими и психическими процессами?


Категория отражения: любой психический акт есть результат

отражения в мозгу состояния внешней или внутренней среды

организма.

Иатегория функции: психика является функцией, деятельностью

мозга, направленной на поддержание непрерывного

приспособительного процесса организма к внешней природной и

физической среде, а человека как личности - к жизни в среде

социальной.

Категория информации: все психические процессы информативны

по своей природе.

Категория активности: любой психический процесс своеобразно

активен, что приводит к его явному или опосредованному

воплощению в реальном действии или поведенческом акте.

Что для человека является высшим аспектом информационных отношений?

Знаковое опосредование всей внешней среды, предполагающее наличие значения и ценности для индивида той или иной стимуляции, а также включение ее в смысловую канву опредмеченного поведения.

Откуда черпается энергетический компонент психической активности?

Психическая активность не существует без мозговой физиологической основы, берущей начало от общих обменных ассимилятивно-диссимилятивных прцессов. Их энергетический компонент, в свою очередь, черпается из внешней среды, преобразуется и распределяется в собственно исполнительской части на потоки, обслуживающие соматические и психические функции организма.

В чем суть культурно-исторической концепции Л.С. Выготского?

Л.С. Выготский сформулировал важнейший для психологии исторический принцип понимания психических процессов, то есть принцип их неразрывной связи с воздействиями социальной среды. В соответствии с этим принципом поведение культурного взрослого человека обусловливалось результатом двух различных процессов: биологической эволюции животных и исторического развития человечества. «Поведение может быть понято только как история поведения.»


5) Что такое принцип сигнификации?

Человек извне создает связи в мозгу, управляет мозгом и через него собственным телом. Это принцип социальной, знаковой детерминации поведения.

6) Что такое зона ближайшего развития по Л.С.
Выготскому?

Это зона того, что ребенок уже может делать, но не самостоятельно, а лишь по подражанию или с помощью взрослого.

7) Какая категория в качестве ключевой используется
П. К. Анохиным для объяснения принципа работы
биологических систем и мозга?

Категория целенаправленного поведения: цель всегда опережает реализацию ее организмом и тем более получение полезного результата. Специфическое свойство целенаправленности, по П.К. Анохину, это- принятие решения и предсказание эффекта.

8) Какие потоки информации обрабатываются на
стадии афферентного синтеза?

Доминирующая мотивация, обстановочная афферентация, пусковая афферентация, информация, хранящаяся в памяти.

9) Что обусловливает увязывание мозговых функций в
динамическую систему?

Всякий компонент может войти в систему, только если он вносит свою долю содействия в получении запрограммированного итога.

10) Как называется психофизиологический механизм
предвосхищения результатов?

Акцептор результата действий.

11) Что такое гетерохронность (неодновременность)?

Эмоционально сложившаяся форма, благодаря которой
устанавливаются гармоничные отношения между

многочисленными компонентами функциональных систем,

12) Чем определяются сенситивные периоды в развитии
функции?

Определяется особым состоянием ЦНС, имунной системы, обмена веществ, энергетического фактора и др. Это периоды максимальной потенциальной «открытости» конкретной


психической функции для наиболее эффективного воздействия на ее созревание.

Как проявляется гетерохронность в этапах становления межполушарной ассиметрии?

Младенческий возраст - восприятие целостное (синтетическое, слабо дифференцированное), мышление - наглядно чувственное. Ведущая примитивно социальная деятельность сводится к эмоциональному общению, что говорит в целом о доминирующей роли правого полушария, хотя многие свидетельства говорят о равноправной роли обоих полушарий на этом этапе жизни.

И концу второго года - скачок в интеллектуальном развитии: способность к поиску и изобретению новых средств для достижения целей - устанавливается новый уровень координации в совместной работе обоих полушарий. 3-4 года - межполушарная ассиметрия начинает обозначаться более отчетливо, тип доминантности полушарий становится зависимым от ведущей интеллектуальной стратегии и обычно смещается в сторону левого полушария: ведущая деятельность становится предметной, активно совершеннствуется речь. Дошкольный период - гетерохронность психических функций связана приимущественно не с доминирующей ролью того или иного полушария, а с начальным этапом полушарной специализации: развиваются формы мышления, в которых присутствует элемент абстрагирования от конкретной данности, проявляется зависимость ВПФ от социально-культурного фактора.

7 лет и старше - формирование взаимодействий полушарий в этот возрастной период находится в прогрессивной стадии и, увеличиваясь с годами, постепенно приближается к взрослому.

В чем заключается принцип системной динамической локализации функций?

Каждая психическая функция имеет динамическую, изменчивую мозговую организацию, различную у разных людей и в разные периоды их жизни.

С какими фило- и онтогенетическими особенностями в организации деятельности мозга связаны жесткость и пластичность в работе его функциональных систем?


Наиболее рано созревающие участки мозга, связанные с
удовлетворением витальных физиологических потребностей
организма, имеют относительно жесткую, генетически
детерминированную, однозначную функциональную

организацию, в то время как более поздние, надстраивающиеся над ними ориентировачные сенсорные, перцептивные и гностические функции обеспечиваются вероятностными пластичными связями разных систем мозга.

16) Опишите суть противоречий в теоритичесиих
обоснованиях локализационистов и эквипотенциалистов.

Локалиционисты: психические функции не разложимы на

компоненты и жестко привязаны с конкретными мозговыми

структурами.

Эквипотенциалисты: мозг и кора больших полушарий -

однородное целое, равнозначное для психических функций во

всех своих отделах.

17) Сколько структурно-функциональных блоков мозга
предусматривается концепцией А. Р. Лурия?

Три блока:

1-ый блок- Энергетический

2-ой блок - Приема, переработки и хранения

экстероцептивной информации.

3-ий блок - Программирования, регуляции и контроля.

18) Какие анатомические структуры входят в
энергетический блок мозга?

Ретикулярная формация ствола мозга и зоны ееосновного распространения - неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальные отделы, лимбическая система, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей.

19) За какие проецируемые на психику функции
ответственен энергетический блок мозга?

Регулирует общие изменения активации мозга (тонус мозга) и локальные избирательные активационные изменения, необходимые для осуществления ВПФ.

20) Каково направление и качество влияний на психику
ретикулярной формации?


Поддержание общего энергетического тонуса, передача сенсорной информации, придание аффективно-эмоциональной окраски сенсорным стимулам, в том числе болевым сигналам, участие в вегетативных регулирующих функциях (дыхательных рефлексах, рефлекторных актах глотания, кашля, чихания), участие в позных и целенаправленных движениях в качестве важного компонента двигательных центров ствола мозга.

21) Какие анализаторные системы составляют
функциональную базу второго мозгового блока?

Центральные части зрительной, слуховой и кожно-кинестетической анализаторных систем, корковые зоны которых расположены в затылочных, теменных и височных долях мозга (формально включаются и центральные аппараты вкусовой и обонятельной рецепции)

22) В чем разница итогов работы первичных, вторичных
и третичных полей блока приема, переработки и хранения
информации?

Основная функция первичных полей - тончайшее отражение свойств внешней и внутренней среды на уровне ощущения. Вторичные поля обеспечивают превращение соматотопических импульсов в такую функциональную организацию, которая на уровне психики эквивалентна процессу восприятия. Функции третичных полей почти полностью сводятся к интеграции возбуждений, приходящих от вторичной коры всего комплекса анализаторов.

23) Какая зона мозга второго блока реализует наиболее
сложные интегративные функции?

Третичные поля.

24) Каким законам подчиняется работа второго блока
мозга?

Три закона:

A) Закон иерархического стоения

Б) Закон убывающей специфичности

B) Закон прогрессирующей латерализации

25) Какая часть мозга осуществляет функцию
программирования, регуляции и контроля поведения?

3-ий блок мозга.


26) Через какое поле осуществляется выход
двигательных импульсов на переферию?

Через моторную зону коры (4-ое поле).

27) Что такое нейропсихологический фактор?

Это принцип, психофизиологическое содержание деятельности определенной мозговой структуры.

28) Какие обстоятельства должны быть учтены при
оценке развития мозговых расстройств у детей?

Феномены гетерохронности и отклонений от среднего возрастного развития, на котором находится ребенок, а также особенности дизонтогенеза, вызванного болезненным процессом либо его последствиями.

29) Какие условия могут приводить к ослаблению
модально-неспецифического фактора?

Стрессовые ситуации, длительные переживания, хронические конфликты, недозированные психические нагрузки.

30) В каких психологических феноменах проявляется
слабость модально-неспецефического фактора?

В процессах памяти и внимания: запомненное быстро забывается, внимание становится колеблющимся, возникает повышенная истощаемость к концу выполнения задания.

31) Работой каких зон обусловливается модально-
спецефический фактор?

Связан с работой тех зон мозга, куда транслируется информация от органов чувств и в которых обеспечивается восприятие с одновременным вводом получаемой информации в системы памяти ( вторичные поля коры больших полушарий вместе с их корково-корковыми и корково-подкорковыми связями.

32) На базе какого фактора у ребенка формируется
представление о собственном теле?

Кинестетический фактор.

33) На каких уровнях отражения внешней среды
обеспечивается оценка пространства?

Пространственный фактор.


Структурная организация мира: реальное пространство, субъективное пространство и квазипространство.

34) Какие зоны мозга несут ответственность за
реализацию пространственного фактора?

Ассоциативная теменная, особенно нижнетеменная область мозга и вестибулярный аппарат.

35) Признаками дефекта реализации какого фактора
можно считать прерывистость двигательных циклов и
бесконтрольность их повторения?

Кинестетический фактор.

36) Из каких компонентов складывается произвольный
психический акт?

A) постановка целей действий в соответствии с мотивами,
потребностями, актуальными и прогнозируемыми задачами

Б) планирование путей достижения цели с выбором оптимальных способов действий и определения их последовательности

B) контроль за исполнением выбранной из уже имеющихся в
индивидуальном опыте или создаваемой в данный момент
программы с возможностью ее изменений по ходу выполнения.

37) Какие отделы мозга включены в реализацию
произвольных психических и поведенческих актов?

Лобные отделы мозга.

38) В чем заключается противоречивость полушарной
роли осознанности психических функций и состояний?

Поражение правого полушария значительно чаще, чем
поражение левого сопровождается анозогнозией - тенденцией
отрицать у себя наличие того или иного дефекта либо
возникновением феномена игнорирования -

неосознаваемостью левой половины тела, левой части зрительного или слухового пространства.

39) С каким полушарием больше связан сукцессивный
способ обработки информации?

Левое полушарие.


40) Приведите примеры симультанного способа
обработки информации.

Узнавание знакомых или ожидаемых объектов, припоминание сложных образов, узнавание времени на часах, ориентировку в знакомой местности, то есть все случаи наглядного синтеза.

41) Последствия какой операции наиболее ярко
иллюстрируют смысл фактора межполушарного
взаимодействия ?

Операции по перерезке мозолистого тела.

42) Какие сомато-физиологические системы реализуют
работу общемозгового фактора?

Кровообращение, ликворообращение, гуморальное влияние, биохимические процессы и др.

43) Каковы основные причины нарушения ВПФ?

Классификация поТ.Г.Визель:

Органические причины у детей - отягощенная наследственность, хромосомные мутации, неблагоприятные условия внутриутробного развития плода, патологическое течение родов, постнатальное повреждение мозга. Органические причины у взрослых - последствия мозговых инсультов, последствия ЧМТ, опухоли мозга и последствия хирургических вмешательств по поводу их удаления. Функциональные причины у детей - неблагоприятные условия жизни, нестандартные взаимотношения между полушариями мозга.

Функциональные причины у взрослых - стрессогенная или неврогенная среда, шоковые состояния разной этиологии.

44) В чем особенности протекания очаговых поражений
мозга у детей?

Слабо выражены, а нередко вообще могут отсутствовать.

45) Что такое отставленный эффект ?

При повреждении корковых зон, поздно созревающих в онтогенезе (лобных и теменных), последствия повреждений в полной мере проявляются в том возрасте, когда у здоровых детей они начинают активно участвовать в регуляции психических процессов (обычно в младшем и старшем школьном возрасте).


Сенсорные и гностические расстройства


9157248489563774.html
9157310485306236.html
    PR.RU™